Традиционно под понятием «стать женщиной» в обществе понимают первый
сексуальный опыт, вступление в брак, рождение ребенка. Однако это в основном
физиологические признаки, которые хотя и несут некоторый психологический опыт,
но не исчерпывают понятие «Женской психологической инициации». Для реальной
инициации нужен внутренний переход из одной стадии в другую.
Оглянувшись вокруг, вспомнив своих знакомых женщин, вы наверняка найдете
среди них и «Вечных девочек» - которые ведут себя словно пятнадцатилетние
школьницы и в 35 и даже в 60. Найдете и «Железных леди», которых и
язык-то не очень поворачивается назвать «Женщина», потому что женская у них
только физиология и внешность, но характер, стиль мышления, тип отношений с
людьми – во многом мужские.
С давних времен по сегодняшний день ведется спор – что же такое «Быть
Настоящей Женщиной»? Про это пишут стихи и книги, снимают
кинофильмы и ставят пьесы, но, тем не менее, понятие «Настоящая женщина» каждый
человек понимает по-своему.
А между тем, всем нам с детства известна яркая представительница
этого типа - Василиса Прекрасная. Не менее известны и другие сказки
про женскую инициацию – «Морозко», «Крошечка - хаврошечка», «Золушка»,
«Сказка о мертвой Царевне» и другие. Однако настоящей женщиной героини
становятся только к концу сказки, а основной сюжет посвящен процессу инициации.
Все мы родом из детства… От того, была ли настоящей женщиной мать девочки
зависит женская судьба дочери, а потом – ее собственной дочери и т.д. Такая вот
матрешка, уходящая корнями в далекое прошлое и устремленное в будущее.
В каждой семье, где растет девочка, изначально присутствует набор ролей:
Отец – Мать- Ребенок. Когда девочка вступает в подростковый возраст и
становится девушкой, роли меняются: в семье присутствуют Мужчина (отец) –
Женщина (мать) и Молодая женщина (дочь). Соответственно должны поменяться
и отношения – родителям необходимо УВИДЕТЬ, что дочь выросла, что она уже
не ребенок, изменились ее потребности, образ мыслей и пр. Они должны
ПРИЗНАТЬ этот факт, во многом изменить свое поведение по отношению к дочери,
РАЗРЕШИТЬ ЕЙ становиться ВЗРОСЛОЙ, отделиться от родителей и начать искать
СВОЕГО МУЖЧИНУ среди сверстников. Львиная доля во всем этом принадлежит матери.
Во-первых, потому, что отцы часто заняты на
работе, а воспитанием, как правило, занимаются матери.
Во-вторых, кто еще может передать сакральный опыт
женственности, как не мать, которая имеет этот опыт в любом случае больше, чем
он есть у дочери на момент созревания.
И здесь возникает ряд сложностей.
1.Женская конкуренция. Потому
что на самом деле в этом процессе две линии инициации – когда дочка
превращается в молодую женщину, ее мать постепенно переходит в фазу
стареющей женщины. Нужно немало мудрости, терпения принимать свои возрастные
изменения! Осознавать, что «И кожа уже не та, и фигура расплывается, хотя
с диет не слазишь, и мужчины оглядываются все реже….» И все эти тягостные
изменения – на фоне расцветающей красоты собственной дочери, у которой – все в
настоящем и будущем – любовь, поклонники, восхищенные взгляды мужчин!…Здесь и
появляется чисто женская зависть стареющей женщины к молодой красавице,
неслучайно во всех женских сказках основная соперница героини – мачеха, которая
стремится «сжить со свету» падчерицу.
В наши времена мало что изменилось – по- прежнему женщинам сложно
расставаться с былой красотой, уметь принимать свой возраст. Хорошо, если эти
процессы осознаются и контролируются. Однако часто зависть к молодости и
конкуренция «отыгрываются» напрямую, маскируясь под добродетельное: «Я тебе
добра желаю!»
Наверняка, можете вспомнить из собственного опыта или рассказов
подружек «добрые» высказывания матерей: « В короткой юбке ты выглядишь как
проститутка!», «На дискотеку? Только через мой труп!», «Никакой косметики!
Скромность – лучшее украшение девушки!» и т.д Согласитесь, сложно в
такой обстановке почувствовать радость от своей сексуальной внешности, не
стесняться своей фигуры, научиться ощущать сворю женскую часть и
гордиться ею.
2.Опыт собственной психологической инициации. У матери, как
отмечалось ранее, не всегда есть подобный опыт. Возможно, ей не
повезло со своей матерью, которая научила бы ее – как быть
Женщиной. Поэтому мать сознательно и бессознательно транслирует дочери только
то, что имеет. И тогда звучит: «Счастье для женщины – ее дети», «Главное
– будь независимой от мужчины!», «Все мужчины - эгоисты!» и т.д. Хорошо, если в
окружении молодой девушки все-таки есть инициированные женщины – тетки,
более взрослые подруги, коллеги по работе. Тогда у девушки есть шанс
«добрать» необходимый опыт, пройти по дорожке Женской инициации дальше,
чем ее мать.
Таким образом, есть два пути психологического развития женщины:
1. Если мать инициирована – она дает дочери разрешение быть
женщиной - дочь «умирает» как девочка и «рождается» как женщина, и, со временем
выбирает своего мужчину на рынке женихов.
2.Если мать неинициирована – мать запрещает дочери быть
женщиной – дочь выбирает асексуальность. Варианты этого могут быть различными.
Дочь может подчиниться и всю жизнь играть роль «Вечной девочки», «Наивной
дурочки». Или, наоборот, из чувства протеста выбрать противоположный по
отношению к матери сценарий – с частой сменой партнеров, несколькими браками.
Несмотря на утрированную внешнюю сексуальность этого образа – внутри героиня
ощущает свою женскую несостоятельность, неспособность жить счастливо с одним
партнером. Третий вариант асексуального поведения - изоляция себя от
отношений с мужчинами. Это может быть уход в работу («Железная леди», «Синий
чулок»), в религию («Монашка»), в заботу о родственниках и чужих детях («Добрая
тетушка» постепенно превращающаяся в «Бабушку»)
Итак, подведем итоги. От того, являешься ли ты, дорогая читательница
Женщиной зависит – сможет ли пройти сложный путь психологической инициации твоя
дочь (реальная или пока существующая в твоем воображении), а также (возможно!)
все твои потомки по женской линии. Ответственно? Очень. Но это означает ,
что многое – в наших руках – обрести (или сохранить) «Женское счастье»
можно - анализируя, какие именно модели поведения мы унаследовали от
своих матерей и других родственников по женской линии. Это можно делать
самостоятельно, а также в индивидуальной и групповой работе с психологом.
|