Логика эмоций.
Елена Ромек
Школьный психолог, №24, 2006, с. 24-26.
«Невроз – это глупое
поведение неглупого человека»
А. Эллис
До поездки в Нью-Йорк мое представление о рационально
эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) было противоречивым. Я знала, что
уже несколько десятилетий в США, Великобритании и других странах РЭПТ является
одним из самых востребованных направлений психотерапии, нашедшим применение в
клинической, консультационной и педагогической практике. Мне было известно, что
популярность РЭПТ обусловлена ее краткосрочностью и высокой эффективностью.
Привлекало и то, что РЭПТ использует философскую аргументацию, техники
сократического диалога, вообще делает ставку на разум и здравый смысл. Вместе с
тем, в том виде, в каком метод А. Эллиса был представлен в публикациях, он
казался излишне формальным, почти механистическим, скучным. Можно ли добиться
изменения эмоционального состояния человека, апеллируя исключительно к логике?
А как же неосознаваемые детерминанты поведения? Насколько реально за 16 сессий
оспорить и скорректировать убеждения человека, формировавшиеся всю его жизнь?
Месячная сертификационная программа Института Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США),
в которой я приняла участие в июле нынешнего года, помогла разрешить эти
сомнения.
Итак, что же на самом деле вызывает негативные эмоции?
Главную идею РЭПТ задолго до А.Эллиса сформулировал Эпиктет –
римский стоик, живший в 1 в., - «Людей расстраивают не события, а то, как они
их воспринимают». Поведение и чувства человека ни коим образом не определяются
внешними событиями (стимулами среды) непосредственно. В отличие от других живых
существ человек – животное говорящее. А это значит, что все его поведенческие
реакции опосредствованы искусственными стимулами, или речью. Говоря проще, наше
поведение и чувства регулируются словесными инструкциями. Вначале такие
инструкции мы получаем от других людей – родителей, воспитателей, учителей: «Ты
не должен есть руками! Это – отвратительно!», «Учись хорошо! Если ты будешь
учиться плохо, то ни за что не добьешься успеха в жизни!», «Не трусь! Настоящий
мужчина ничего не боится!» и т.п. Позже словесные инструкции интериоризуются и
принимают вид внутреннего монолога или диалога с самим собой. В конце концов,
они «сворачиваются» во внутренней речи и перестают осознаваться, превращаются в
«истины в последней инстанции». «Люди должны есть аккуратно», «Я должна
добиваться успеха во всех делах», «Если кто-то назовет меня трусом, я этого не
вынесу!». Таким образом, предложения, которые человек говорит сам себе, становятся
его убеждениями и в этом качестве определяют его эмоции.
«Я должна добиваться успеха во всех делах». Представим, что
убежденная в этом женщина выступает с речью перед большой аудиторией. Недавно
ее назначили директором школы, в которой она раньше работала завучем. Перед
началом собрания коллектива она снова и снова просматривает свою речь, говоря
себе при этом: «От моего сегодняшнего выступления зависит, как ко мне будут
относиться коллеги. Если я провалюсь, меня никто не будет воспринимать как директора».
Во время выступления она замечает, что некоторые ее сослуживцы о чем-то
перешептываются друг с другом. В ее голове проносятся мысли: «Они не видят во
мне директора», «Мне не удалось убедить их, что я смогу руководить школой».
Кто-то в зале улыбается. «Мои идеи кажутся ей глупыми». Другая учительница, ее
подруга, зевает. «Даже ей скучно!» - думает новоиспеченная директриса. Через
пять минут какая-то учительница встает и направляется к выходу. «Это – провал!»
- думает ораторша. - «Они не воспринимают меня всерьез!». В результате она
чувствует себя подавленной, испытывает стыд и тревожность.
Что вызвало эти чувства? Поведение коллег во время ее
выступления? Конечно, нет. Ее собственные мысли. Причем любой человек на ее
месте испытывал бы те же негативные эмоции, если бы думал так же, как она.
А что должна была бы говорить себе директриса, чтобы в описанной
ситуации, чувствовать наряду с некоторой обеспокоенностью душевный подъем?
Прежде всего, ей нужно было бы скорректировать свое центральное убеждение,
примерно таким образом: «Я хотела бы добиваться успеха во всех делах, но это
вовсе не значит, что так должно быть». Руководствуясь этой недогматической
установкой, перед началом собрания она сказала бы себе: «Я постараюсь убедить
коллег в том, что смогу стать хорошим директором. Но даже, если по какому-то
стечению обстоятельств, у меня не получится, это будет только неудачей,
досадной неудачей, которая ни в коей мере не будет означать, что из меня не
выйдет хорошего директора».
Заметив, что во время ее выступления коллеги о чем-то
перешептываются друг с другом, она подумала бы: «Обмениваются мнениями – моя
программа явно заинтересовала их!»
Кто-то в зале улыбается. «Кажется, удалось установить контакт с
аудиторией. Ура!». Другая учительница, ее подруга, зевает. «Бедняжка так
волновалась за меня, что, наверняка, плохо спала сегодня ночью». Через пять
минут какая-то учительница встает и направляется к выходу. «В туалет,
наверное... Пора заканчивать, чтобы не испортить впечатление. Я ведь уже
сказала все, что хотела».
Ситуация осталась прежней. Однако изменение внутренней речи
директрисы, обусловило бы изменение ее чувств: тревожность уступила бы место
обеспокоенности, подавленность и стыд - душевному подъему.
Таким образом, не события сами по себе, а то, как мы их
воспринимаем, интерпретируем или комментируем, вызывает в нас те или иные
чувства.
«Многие люди ведут себя как дети всю свою жизнь».
Из того, что чувства и поведение человека прямо связаны с его
самовербализацией (что, кстати говоря, доказано Л.С. Выготским и его
сотрудниками), вытекает важный вывод относительно природы эмоциональных
расстройств. Источником этих расстройств является нелогичное, нереалистичное,
негибкое и незрелое мышление.
«Мышление невротиков, - писал Эллис, - часто бывает магическим,
догматическим и нереалистическим. Они не просто хотят, желают, предпочитают.
Они требуют. Они не просто хотят успеха, удовольствий или любви. Они воображают
себя богоподобными существами – благородными, совершенными, заслуживающими
счастья и уважения по праву рождения». И вследствие этой установки с упорством,
достойным лучшего применения, они отказываются от усилий по изменению не
устраивающей их действительности. Еще меньше готовы они смириться и принять
обстоятельства, которые нельзя изменить. Вместо этого они выставляют
требования. Жизнь, окружающие люди и они сами должны быть такими, какими они
хотят их видеть.
«Жизнь должна быть справедливой».
«Ученики должны любить мой предмет, как люблю его я».
«Директор должен ценить меня по достоинству».
«В моей жизни не должно быть горя и разочарований».
«Дети должны заботиться о своих родителях».
«Я должна добиваться успеха во всех делах» и т.д. и т.п.
Что происходит в результате не трудно представить. Большую часть
своей жизни люди, придерживающиеся подобных убеждений, проводят, хныча, плача,
жалуясь, злясь и отчаиваясь в связи с тем, что их требования не выполняются.
Они чувствуют вину, тревожность, стыд, унижение, беспомощность и бессилие, а
порой презирают себя. Обычно требовательность сопровождается низкой терпимостью
к фрустрации, т.е. нетерпимостью к дискомфорту, жизненным трудностям и
слабостям окружающих людей. Приверженные ей люди убеждены, что другие должны
быть добрыми, порядочными, любящими и справедливыми, а жизнь не должна причинять
горя, страданий и разочарований. Поэтому они быстро переходят от функциональных
негативных чувств, таких как печаль, сожаление, обеспокоенность, к болезненным
чувствам страдания, жалости к себе, гнева и депрессии.
«Многие люди ведут себя как дети всю свою жизнь», - говорил
А.Эллис.
Они воспринимают свои желания как витальные потребности,
убеждены, что должны добиваться успеха во всех начинаниях, что окружающие
должны относиться к ним справедливо, а их жизненные условия должны быть
комфортными и приятными. И когда их догматические требования не выполняются – а
это происходит сплошь и рядом – они чувствуют себя несчастными.
«…Постоянно разоблачать …нелогичное мышление и саморазрушительные
вербализации» (А.Эллис).
Главная цель РЭПТ заключается в выявлении и корректировке
иррациональных («магических») убеждений. РЭПТ помогает сделать их осмысленными,
соответствующими реальности, жизненным целям человека, интересам его личности.
А изменение центральных убеждений влечет за собой изменение и эмоций, и
поведения.
Первая задача РЭПТ-терапевта - показать клиенту, что его
болезненные чувства - страх, депрессия, вина и т.д., обусловлены не
несчастьями, которые уже произошли или, могут, по его мнению, произойти, а тем,
как он их воспринимает. Когда, мы расстраиваемся, огорчаемся, т.е. испытываем
негативные эмоции, то в одних случаях придерживаемся рациональных убеждений, а
в других (также) – иррациональных. Рациональные убеждения соответствуют
реальности, логичны, недогматичны, обусловливают функциональные эмоции и
конструктивное поведение. Иррациональные убеждения, напротив, не соответствуют
реальности, нелогичны, догматичны, ведут к дисфункциональным эмоциям и неконструктивному
поведению.
Иррациональное убеждение
|
Рациональное убеждение
|
Родители должны следить за успеваемостью своих детей, а если они этого не
делают - значит, они – плохие родители.
Если я «провалю» открытый урок, это будет ужасно!
|
Я бы хотела, чтобы родители моих учеников следили за успеваемостью своих
детей, но если они этого не делают, это вовсе не значит, что они – плохие
родители. Они - просто люди, а людям свойственно ошибаться.
Если я «провалю» открытый урок, это будет плохо, очень плохо, но это - не
конец света!
|
Представьте, что, проведя опрос в классе, Вы обнаружили, что,
большинство учеников не выполнили домашнее задание и не проявляют интереса к
предмету, который Вы преподаете. Вы говорите себе: «А я надеялась, что хоть эту
тему они подготовят как следует. Хотелось бы мне, чтобы ученики любили мой
предмет так же, как люблю его я. Но – это только мое желание и из него вовсе не
следует, что так и должно быть. Им не интересно... Нужно придумать что-нибудь,
чтобы повысить их мотивацию».
В результате Вы чувствуете печаль, разочарование и
обеспокоенность. Эти чувства неприятны, однако они функциональны, потому что
(1) адекватны ситуации и (2) не препятствуют ни Вашему личностному развитию, ни
достижению Вашей цели. Они стимулируют Вас к творчеству и подталкивают к
практическому решению проблемы.
Но, что, если Вы придерживаетесь иррационального убеждения?
Например, такого: «Мои ученики в очередной раз не подготовились к уроку, и их
совершенно не интересует мой предмет. Это ужасно! Если бы я объясняла материал
иначе и умела ладить с детьми, то мои ученики учились бы как следует. Я должна
была их заинтересовать. И поскольку я не сделала того, что должна была сделать,
я никогда не стану хорошим учителем!». Пока Вы в это верите, Вы по собственной
воле ввергаете себя в состояние депрессии и тревоги, чувствуете себя
неудачницей. Причем, будучи крайне болезненными, эти чувства не способствуют ни
достижению Вашей цели (заинтересовать учеников), ни Вашему личностному
развитию. Они стимулируют Вас разве что к самобичеванию и самоуничижению…
Обобщив свой многолетний терапевтический опыт, А. Эллис выделил четыре вида
типичных иррациональных убеждений наших современников. Ниже они приведены
вместе с их рациональной альтернативой.
Иррациональные убеждения
|
Рациональные убеждения
|
Требования
Х должно (или не должно) случаться, происходить, существовать.
|
Предпочтения
Я бы хотела, чтобы Х произошло (не произошло), но это вовсе не значит, что
так должно быть.
|
Катастрофизирующие прогнозы.
Если Х произойдет, это будет ужасно.
|
Анти-катастрофизирующие убеждения.
Если Х случится, это будет плохо, очень плохо, но это не конец света.
|
Убеждения, связанные с низкой терпимостью к фрустрации.
Если Х произойдет, Я этого не вынесу.
|
Убеждения, связанные с высокой терпимостью к фрустрации.
Если Х случится, это будет трудно вынести (пережить), но я смогу это
сделать и еще буду счастлива.
|
Обесценивающие убеждения.
Если Х произойдет (или не произойдет), это значит, что я – никчемное
существо.
|
Убеждения, связанные с принятием
Если Х случится, то это ни в коей мере не будет значить, что я - никчемное
существо. Я – просто человек, а людям свойственно ошибаться.
|
Самым важным методом РЭПТ, помогающим отбросить иррациональные
убеждения и избавиться от дисфункциональных чувств, является метод
сократического диалога, или диспутирования. Правда, коллеги Эллиса предпочитают
ссылаться не на легендарного Сократа, а на более приземленный образ лейтенанта
Коломбо – теледетектива, который, задавая «наивные» вопросы, вынуждал
собеседников признавать ложность своих показаний.
В нашем примере «Коломбо» мог бы задать учительнице следующие
вопросы:
«Что ужасного в том, что Ваши ученики не подготовились к
уроку, имея в виду, что «ужасно» означает «плохо на 100%?», «хуже, ничего не
может быть»»?
«Вы можете доказать, что если бы Вы объясняли материал иначе,
то Ваши ученики учились бы лучше?»
«Из чего следует, что Вы должны были заинтересовать их?"
«Как из того, что Вам не удалось заинтересовать учеников
этого класса, следует, что Вы никогда не станете хорошим учителем?» и т.д.
Успешное диспутирование обычно приводит к тому, что (1) человек
обретает способность самостоятельно выявлять и оспаривать свои иррациональные
убеждения, и (2) у него формируется гибкое «взрослое» мировоззрение,
позволяющее избегать возобновления невроза. Эффективное мировоззрение
учительницы из нашего примера могло бы быть таким: «В мире нет ничего ужасного,
катастрофического, невыносимого, включая то, что мои ученики в очередной раз не
подготовились к уроку. Есть лишь неприятности и неудачи, которые никогда не
будут доставлять мне удовольствия, но с которыми я наверняка справлюсь. Для
меня не существует никаких абсолютных долженствований, но существуют только мои
желания и предпочтения. Поэтому я буду делать все, что в моих силах, для того
чтобы заинтересовать учеников моим предметом и повысить их успеваемость. Но
даже, если по какому-то стечению обстоятельств, мне не удастся это сделать, это
все равно будет только неудачей, большой неудачей, но не концом света! И эта
неудача, конечно же, не будет означать, что из меня не выйдет хорошего
учителя».
Можно ли изменить убеждения человека, если они формировались всю
его жизнь?
В Институте Альберта Эллиса любят рассказывать историю рождения
идеи РЭПТ. В начале 50-х гг. Эллис – тогда психоаналитик – в который раз
выслушивал жалобы своей клиентки на то, что ее неудачи в личной жизни
обусловлены насилием, которому она подвергалась в детстве со стороны отца.
Потеряв терпение, Эллис воскликнул: «Не Ваш отец, а Ваше собственное убеждение
в том, что трагическое событие из Вашего детства обрекает Вас на одиночество,
делает Вас несчастной!» Клиентка замолчала. И через пару минут озадаченно
произнесла: «Вы хотите сказать, что не мой отец, а я сама несу ответственность
за то, что мне так плохо?!.. Так вот, в чем дело!» Эллис называл такие инсайты
«элегантными решениями».
Большинство иррациональных убеждений были внушены нам в детстве
родителями и воспитателями. Этим объясняется их устойчивость: они успели
пустить корни, стать частью нашей личности еще до того, как мы научились
критически мыслить, проверять те или иные идеи на истинность и познакомились с
более рациональными формами мышления.
Другим источником «магических» убеждений являются стереотипы
общественного сознания, черпаемые нами ежедневно из средств массовой
коммуникации, повседневного общения и т.п. Таким образом, некритически
усвоенные в детстве иррациональные убеждения постоянно подкрепляются во
взрослой жизни человека. Имея в виду это обстоятельство, реально ли изменить
их? Безусловно. Но для этого недостаточно терапевтической стратегии
психоанализа, полагал Эллис. Психоанализ нацелен на реконструкцию и доведение
до сознания клиента генезиса его иррациональных убеждений. Однако знание о том,
почему человек когда-то начал вести себя и думать нелогично, не дает ни
представления о том, почему он продолжает это делать, ни тем более знания о
том, что ему нужно предпринять, чтобы скорректировать свое мышление и
поведение. Чтобы изменить иррациональные убеждения, необходимо:
а) привлечь к ним внимание или вывести их на сознательный
уровень;
б) показать, что именно они вынуждают нас чувствовать себя
несчастными;
в) выявить с помощью диспутирования нелогичность, ложность
иррациональных убеждений, их несоответствие нашим жизненным целям;
г) научиться думать по-другому и по-другому формулировать наши
желания, предпочтения и ожидания;
д) закрепить новые рациональные убеждения и научиться
придерживаться их в повседневной жизни.
Перечисленные выше шаги и составляют терапевтическую
стратегию РЭПТ.
Источник: http://Школьный психолог, №24, 2006, с. 24-26. |