Зависимость
- особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой
личностью, в той или иной степени, свободы воли - ключевого ее качества (дара
Божия), выделяющего человека из прочей одушевленной твари.
В ЧЕМ ВИНА
РОДИТЕЛЕЙ?
Многие,
глядя на новорожденного младенца, умиляются, видя в нем чистое, непорочное
создание. На самом деле ребенок не рождается ни святым, ни безгрешным, ни
просто хорошим человеком. Каким он станет, во многом определяется родителями.
Именно у них ребенок в первую очередь учится и хорошему, и плохому. Сразу же
оговоримся, что, рассматривая проблемы семейные, мы оставим за скобками семьи с
ярко выраженной психологической либо социальной патологией (тех же алкоголиков,
наркоманов и т.п.). Причины настроения там лежат на поверхности. Дети часто
являются нежеланными и ненужными.
Но
как быть с теми семьями, которые в обиходе принято называть
"приличными", где пекутся (очень часто чересчур) о детях, искренне
желая им добра? А между тем большой процент молодых людей, страдающих от той
или иной зависимости - наркотической, алкогольной, психологической - выходцы
именно из таких семей. Трагический, без преувеличения, парадокс "века
сего" заключается в том, что и в этих семьях дети часто вынуждены
выживать, а не жить, выживать именно морально, психологически, а нередко и
физически.
Исследования
ряда зарубежных специалистов (и они целиком подтверждаются нашим опытом)
свидетельствуют - абсолютное большинство людей, страдающих
зависимостью, никогда не имели в детстве возможности сказать "нет"
своим родителям. Под этим имеется в виду не истерически-аффективное
поведение избалованного ребенка, а нормальное человеческое "нет".
"Нет" человека, имеющего право на собственное мнение и убежденного в
том, что мнение это небезразлично его близким.
К
сожалению, о том, что ребенок с момента своего рождения человек, то есть венец
Божественного творения, а не чья-то собственность, не роскошная игрушка и не
узаконенное средство для удовлетворения своих прихотей, забывают и, более того,
даже не подозревают многие родители.
Ребенок
с самого раннего возраста усваивает, что прямой и честный протест, отражающий
его реальное внутреннее состояние, не будет принят и понят взрослыми и повлечет
за собой непременные переживания (не принципиально - будут ли это истерические
слезы матери или затрещина отца). А происходит это потому, что какими надо быть
мамами и папами, они учились у своих мам и пап, и тому же будут учить своих
детей. Так и передается из поколения в поколение, как проклятие,
"наследство", называемое доминантным, или, попросту
говоря, подавляющим родителем.
О ВКУСНОЙ И
ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ
ИЛИ
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ГЕРОИНОМ И ТАРЕЛКОЙ МАННОЙ КАШИ
При
такой модели поведения родителей ребенок с самого раннего возраста усваивает,
что прямой и честный протест, отражающий его реальное внутреннее состояние, не
будет принят и понят взрослыми и повлечет за собой непременные переживания (не
столь принципиально, будут ли это истерические слезы матери или затрещина
отца). Напротив, внешнее проявление покорности и согласия с мнением старших
приводят к поощрению, подаркам и, главное, гарантируют от неприятностей и
дискомфорта.
Возьмем
простой пример, хорошо знакомый каждому, у кого есть дети. Ребенок отказывается
есть вообще, либо какое-то определенное блюдо. Во многих семьях это вызывает
бурю негативных чувств у мам и бабушек. А зря! Изначально ребенок никогда не
отказывается из вредности. Он отвергает еду потому, что на самом деле не
хочет в данный момент есть! Его организм не нуждается в пище! И
это объективное состояние, безусловно, сохраняется и тогда, когда на
горьком опыте маленький человек убеждается, что лучше проявить видимую
покорность и начать есть, а вернее, делать вид, что ты ешь. Происходит
раздвоение внутреннего и внешнего мира ребенка. Он надевает маску.
Приучается лукавить и лгать.
Но
это еще не все. Подавленный протест, необходимость скрывать свое истинное
состояние вызывают чувство унижения и стыда. Они порождают агрессию на родителей,
которая не может, по понятным причинам, быть выражена открыто, и либо
проявляется в искаженных, деструктивных формах (одной из таких форм в старшем
возрасте может быть уход - уход из дому, в секту, в наркотики, либо в
алкоголизм), либо становится так называемой "аутоагрессией" - то есть
агрессией, направленной ребенком на самого себя (поскольку все виды зависимости
ведут к саморазрушению личности, они могут быть одной из форм проявления
аутоагрессии).
Родители,
пытающиеся тем или иным способом вызвать или усилить у ребенка чувство вины
(слезы, "посмотри, как больно ты мне делаешь...", "...ты
загонишь бабушку в гроб" и т.п.), должны знать и помнить: тем
самым они отталкивают ребенка от подлинного раскаяния.
С
большой долей уверенности можно утверждать две вещи.
- Этот
порочный механизм, даже если человек не станет жертвой зависимости, все
равно сдетонирует каким-то иным образом и исковеркает ему жизнь.
- Если в
раннем детстве в процессе семейного воспитания не сформированы
психологические основы зависимости, а наоборот, выработаны здоровые
способы реакции на ситуацию, человек практически гарантирован от
наркотической зависимости, риска попасть в деструктивную секту и, в
значительной мере, от опасности алкоголизма.
КАК НАКОРМИТЬ
ВОЛКОВ, СОХРАНИВ ПРИ ЭТОМ ОВЕЦ
(ПРИМЕРЫ ЗДОРОВОГО И ПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ)
Приведем
пример здорового и полезного поведения взрослого. Все та же ситуация - ребенок
отказывается есть. Крик, шум, беготня, слезы. Дело происходит на даче. На
террасу входит тетя мальчика.
- Что такое, почему кричат?
- Да вот...
- Не хочет есть? Замечательно! Я как раз собираюсь в лес по грибы. Пойдешь со
мной?
Излишне говорить, что предложение с восторгом принимается.
- Только учти: никаких бутербродов с собой брать не будем, а пойдем надолго.
Замечание
пропускается мимо ушей. Бедолага готов идти не то что в лес без бутербродов, а
на Северный полюс без шубы.
Через
пару часов на террасе вновь беготня. Счастливая бабушка и озабоченная мамаша
гремят тарелками и кастрюлями, едва успевая подкладывать своему чаду, которое
уминает и первое, и второе, и третье так, что только за ушами трещит.
Спрашивается,
почему такое простое и эффективное решение не пришло в голову другим взрослым?
Не Бог ведь весь какая премудрость, что физическая активность на свежем воздухе
или, говоря попросту, прогулка в лесу, повышает аппетит. Все дело опять-таки в
нежелании либо в не способности хотя бы на шаг в сторону от проторенной тропы.
И бабушка, и мама видели перед собой задачу накормить мальчика. Внутренний
голос говорил им: "Чтобы ребенок рос здоровым, он должен вовремя и
правильно питаться". Но парадокс в том, что, искренне считая, будто они
заботятся о мальчике, взрослые в действительности занимали абсолютно
эгоистическую позицию. Когда-то давно бабушка твердо усвоила от своей
мамы: "У хорошей матери ребенок всегда накормлен!" Эту заповедь она
передала своей дочке. И теперь у обеих внутренняя установка: если ребенок не
накормлен вовремя - родители плохие. И в сложившейся ситуации
обе прилагали все усилия для того, чтобы не быть плохими. И желание
оставаться "хорошими девочками", выполняющими родительское
предписание, делало этих добрых и любящих женщин несвободными.Оно не
позволяло им даже на минутку взглянуть на ситуацию глазами мальчика, понять: а
что нужно ребенку. В этом сущность доминантного родителя и "родового
проклятия" многих семей.
Бывают
ситуации иного рода, когда полезно дать возможность ребенку взглянуть на свое
поведение глазами другого. Один человек отправил своего восьмилетнего сына на
каникулы к бабушке в другой город. Всякий раз, отправляя внука в магазин,
бабушка давала ему деньги на мороженое, либо разрешала оставить сдачу на
карманные расходы. Как-то отец приехал навестить мальчика. Его визит совпал с
пребыванием в городе разъездного зверинца, куда мальчику очень хотелось пойти.
Накануне посещения зверинца мужчина, отправляя сына за хлебом, неожиданно для
себя услышал: "Дай на мороженое, тогда пойду!".
- Ты что, делаешь мне одолжение, за которое надо платить?
- спросил отец.
- Бабушка всегда платит мне за то, что я хожу в магазин. Я ведь могу обойтись и
без хлеба!
Герой
нашей истории ничего больше не сказал и выдал требуемую сумму.
На
следующий день с утра ребенок тенью ходит за отцом:
- Папа! Ну когда, наконец, мы пойдем смотреть зверей?
- Как только ты дашь мне на пиво, так сразу и пойдем!
- Ты что, шутишь?
- Нет, не шучу. Ты можешь обойтись без хлеба и берешь с бабушки деньги за то,
чтобы ей помочь. А я вполне могу обойтись без зверинца. Почему бы мне не взять
с тебя деньги за то, что я с тобой туда пойду.
После
этого памятного диалога поборы за хождение в магазин прекратились.
Приведенные
примеры здоровой и эффективной реакции взрослых не являются ни в коем случае
готовыми рекомендациями. Не ищите рецептов. Доверьтесь себе, положитесь на волю
Божию, просите у Господа вразумления, как поступить с ребенком, найти нужные
именно для него слова и доводы - действуйте спонтанно. Тогда решение
обязательно придет как бы само собой. Если же возникают существенные трудности,
не спешите искать врагов вовне, обратитесь внутрь себя. Человеку обычно трудно
самому объективно и ясно видеть свои духовные и душевные проблемы. Поэтому не
пренебрегайте помощью, идите к священнику, психологу, мудрому и опытному
педагогу, главное, не повторяйте одни и те же ошибки. Помните: одни и те
же грабли, если на них наступать без конца, становятся смертельно опасны!
ЭТО СЛАДКОЕ
СЛОВО "СВОБОДА"!
Что
же происходит в семье, если доминантный родитель продолжает упрямо гнуть свою
линию, не давая ни другому супругу, ни детям даже пикнуть? А происходит вот
что. Дети растут. И достигают того специфического состояния личности, которое
принято называть подростковым возрастом. Если ребенок дошкольного и младшего
школьного возраста свое желание походить на взрослых полностью реализует в
игре, то подросток уже не удовлетворяется тем, чтобы быть как
взрослый. Он ощущает себя уже взрослым и энергично начинает
претендовать на право распоряжаться собственной жизнью.
Для
многих подростков и, в особенности, для тех, за кого все решают родители,
иллюзорная свобода бывает предпочтительнее реальной. Так как реальная свобода
предполагает, что, имея власть принимать решения, человек несет ответственность
перед Богом и людьми за эти решения. Молодые же люди, остро желая
самостоятельно принимать решения, отказываются, как правило, от ответственности
за них. Это становится понятным на примере асоциальных молодежных группировок.
В чем секрет их привлекательности для детей из так называемых "благополучных"
семей?
А
секрет в том, что группировка идеально отвечает специфическим запросам
подростка. Она предоставляет иллюзию полной свободы при полном
отсутствии таковой! В самом деле: группировка исключает все то, что является
внешней атрибутикой родительского диктата. Прежде всего, родители просто
отсутствуют физически. Ряд группировок или те же секты позволяют и даже
призывают вообще уйти из родительского дома. Многое из того, что запрещалось и
осуждалось в этом доме, в группировке не только разрешено, но и поощряется.
Практически все подобные образования дают полную волю в такой важной для
подростка сфере, как сексуальная, поощряют ложные стереотипы
"взрослого" и "мужественного" поведения - курение,
потребление спиртного и, наконец, наркотиков. Многие группировки позволяют
подросткам самостоятельно, как им кажется, удовлетворять на том или ином уровне
жизненные потребности, дают ощущение финансовой независимости от
"предков".
Вместе
с тем, в группировке всегда существует своя строгая иерархия. Есть вожак, принимающий
решения за младших членов, знающий, как лучше что-то сделать или где что-то
достать (имеется в виду нечто существенно важное для группы) и обучающий этому
подчиненных. Он же часто заботится об их безопасности (скажем, в отношении
конкурирующих групп, милиции и т.п.) и наказывает за ошибки и неповиновение.
Любой открытый протест в адрес вожака безусловно и немедленно подавляется.
Такая тотальная, граничащая с самым настоящим
рабством зависимость позволяет чувствовать столь же тотальную
свободу от ответственности как материальной (меня не бросят, обо мне
позаботятся, за меня скажут веское слово), так и моральной (у меня не было
другого выхода, мне приказали, меня заставили).
Весьма
типичны ситуации, когда учителя вдруг начинают жаловаться на поведение ребенка,
вызывать в школу родителей, а те искренне недоумевают и возмущаются:
-
У нас хороший мальчик (девочка), от него плохого слова не услышишь. Сами не
умеют наладить дело, найти подход к ребенку, а потом валят с больной головы на
здоровую!
Эту,
типичную для доминантных родителей реакцию быстро подмечают дети. Они, уже
прекрасно научившиеся за предыдущие годы лукавить и говорить то, что от
них хотят услышать, нередко начинают ловко использовать непонимание между
родителями и педагогами в своих целях. И все же, каких бы успехов ни достиг
ребенок на этом поприще, он не может таким путем в полной мере удовлетворить
потребность в субъективных ощущениях свободы и самостоятельности. Где же искать
выход бунтарю, скрывающемуся за личиной "послушного мальчика", либо
"хорошей девочки"?
Беда
этого бунтаря в том, что при всей своей неистовости и неудержимости,
он уже несвободен, он уже в рабстве и напоминает огромную
сильную овчарку, посаженную на цепь. А на цепь его посадили собственные
родители, лишив возможности заявить о себе прямо. Этого бунтующего человека не
только не научили в детстве отстаивать право на свою жизнь, бороться за нее -
ему категорически запретили делать это! Такой подросток вступает в начальный
этап самостоятельной жизни, будучи уже лишенным свободы воли! И в
своем бунте не имея выбора, он идет усвоенным с детства путем.
Чаще
всего подросток ввиду невозможности обрести себя выбирает уход. Это может быть
уход в буквальном смысле слова. Очень многие в этом возрасте пытаются убежать
из дому. Другой вариант - уход в молодежную преступную группировку либо в
секту. Другая разновидность ухода - это уход в иную реальность при помощи
психоактивных веществ.
БЕГСТВО В
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ
Всякий
раз, когда, сидя у себя дома в кресле, Вы вспоминаете какое-то место, куда,
скажем, любите ездить на отдых, людей, с которыми там встречаетесь, Ваше
сознание погружается в иную реальность. Глубина погружения зависит от силы
Вашего воображения и остроты переживаний, связанных с местом или событиями, о
которых Вы вспоминаете. Физически оставаясь в своей комнате, Вы, тем не
менее, видите предметы, которые находятся за сотни километров от
Вашего дома, слышите голоса людей, которых нет в данный момент
рядом, а иногда уже нет и на этом свете. Более того, Вы можете как бы беседовать
с ними. Задавать вопросы и получать ответы!
Во
всем этом нет нужды искать какой-то чертовщины. Психологи и психотерапевты
давно изучают и используют в своей работе такие состояния личности и называют
их измененными состояниями сознания. В английском языке для обозначения
субъективно реальных миров существует даже специальный термин - surplus
reality. На русский язык это можно перевести как дополнительная или
символическая реальность. Часто в том же смысле используют понятие виртуальной
реальности. Не следует абсолютно все, что связано с дополнительной реальностью,
приписывать дьявольскому наваждению или рассматривать как признаки шизофрении.
Это присуще человеку. Без способностей воспринимать и ощущать иную реальность,
по-видимому, не могли бы творить художники, поэты, композиторы. Мы были бы
лишены возможности наслаждаться их творчеством. Придя в храм и творя молитву,
человек оказывался бы просто внутри творения рук человеческих, а не в особом,
горнем мире.
И
вместе с тем, при определенных условиях, иная реальность может быть смертельно
опасной. И когда в ней оказываются при помощи наркотиков - это тот самый
случай. Постепенно, наш мир начинает восприниматься, как ирреальный, в котором
время от времени приходится прибывать (например, когда нет под рукой наркотика).
Настоящая же жизнь, протекает в той, другой реальности. Так, постепенно,
человек погибает. Личность в буквальном смысле слова переходит в мир иной,
растворяется в наркотическом бреду.
Если
у вашего сына или дочери сформировалась зависимость, то это не тот случай,
когда можно заниматься самодеятельностью и самолечением. Необходимо тут же
обратиться к специалисту. Очевиден вопрос: А как быть. Ведь сын или дочь не
хотят лечиться?
Правильно!
Конечно не хотят! И, не факт что когда-нибудь захотят. Обратиться
необходимо Вам. Только таким способом выработать действительно
новые формы поведения. Польза будет тройная:
Во-первых,
это поможет Вам переносить экстремальные условия в которых Вы оказались и
избежать шагов, могущих усугубить ситуацию.
Во-вторых,
изменение собственного поведение - это единственное, что Вы реально можете
сделать на данном этапе для изменения поведения Вашего ребенка. Любые,
даже самые деструктивные отношения представляют собой систему, элементы
которой, связаны друг с другом. Поэтому изменение в поведении одного из их
участников неизбежно влекут за собой изменения в поведении другого. Эти
изменения могут быть более или менее явными, но они имеют место всегда.
В-третьих,
Вы будете готовы к тому моменту, когда страдающий зависимостью все же решит
бороться со своим недугом, и сможете оказать ему действенную поддержку. Стать
активным участником процесса психологической реабилитации.
Но,
конечно же, лучше не доводить дело до крайности и принимать меры как можно
раньше, до того как зависимость полностью сформируется и проявится явным
образом.
|